Дети и воспитание

Всем ли нужен детский сад?

Всем ли нужен детский сад?

Является ли посещение детского сада обязательным условием для правильного развития ребенка? Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно. Но начать следует с ответа на другой вопрос: зачем вы отдаете своего ребенка в детский сад? Варианты тут могут быть самые разные.

  • Маме необходимо выйти на работу, а оставить ребенка больше негде. В этом случае бессмысленно задаваться вопросом «нужно ли?». Можно только постараться, чтобы привыкание к саду прошло как можно более мягко.
  • Мама хочет отдохнуть от забот о малыше, заняться собой. Этот вариант — самый худший для ребенка. Он, безусловно, почувствует, что стал обузой, как бы вы ему ни объясняли необходимость посещения сада.
  • В семье появился еще один ребенок, и у мамы просто нет времени, чтобы полноценно заниматься старшим. В этом случае следует помнить, что ни в коем случае нельзя отдавать старшего ребенка в садик сразу после рождения младшего. Он может подумать, что его любят меньше, что он стал лишним, а это обязательно спровоцирует волну детской ревности, а то и невроз. Лучше всего начать посещение детского сада старшим ребенком еще до того, как у него родится братик или сестричка.
  • Ребенок должен научиться жить в коллективе и общаться со сверстниками. Это самое распространенное объяснение, и об этом аспекте проблемы стоит поговорить подробнее.

Научиться общаться — это значит научиться договариваться с людьми, отстаивать свою точку зрения, совместно искать решение проблем. Научить этому сам по себе детский коллектив не может. Это должен сделать взрослый, направляющий поведение детей в правильное русло. Причем, чем младше дети, тем меньшее их количество должно приходиться на одного взрослого. Поэтому типовой детский сад, в котором один воспитатель присматривает за двумя десятками ребятишек, общаться не учит. Иногда происходит даже обратное — у ребенка начинают возникать проблемы в общении. Дело в том, что коллектив детей, предоставленный сам себе, вырабатывает довольно примитивные модели поведения его участников. Либо ребенок учится «работать локтями», т. е. вести себя напористо и нагло, либо он привыкает подчиняться сильным. Да и в отношениях с воспитателями картина зачастую не лучше: либо подчинение, либо попытки угодить, заработать статус любимчика. Некоторые дети просто стараются держаться в сторонке, становятся замкнутыми и скрытными, другие стараются завоевать себе статус в группе преднамеренным враньем, выдаванием желаемого за действительное. Не забывайте и о том, что высококвалифицированный воспитатель, способный понять каждого ребенка, регулировать отношения в коллективе — это сейчас большая редкость. К сожалению, престиж профессии воспитателя в наше время крайне низок, и лучшие педагоги предпочитают работать в частном секторе, либо вообще не по специальности.

Некоторые мамы могут возразить, что, мол, реальная жизнь тоже не идеальна, и ребенку все равно придется столкнуться с хамством, силой, хитростью. Но детский сад — это не то место, где можно моделировать подобные ситуации. У ребенка дошкольного возраста еще нет системы самозащиты, позволяющей осознанно относиться к поступкам других людей. Если в 7-8 лет он может повысить свой статус в коллективе, например, используя интеллект, то в более раннем возрасте он просто перенимает те модели поведения, которые видит.

Есть у детского сада и другие минусы. Один из них — психологическое переутомление ребенка. Чем младше ребенок, тем тяжелее он переживает отсутствие родителей. Добавьте к этому невозможность побыть одному и заниматься тем, чем хочется — в таких условиях даже взрослому человеку будет тяжело находиться долгое время. А ведь ребенку, чтобы правильно развиваться, необходимо постоянное тепло, одобрение, эмоциональная поддержка. Именно поэтому многие дети, неохотно посещающие садик, часто болеют. Это своеобразный бессознательный способ защититься, получить недостающую долю родительского внимания.

Тяжело в детском саду и детям, не отличающимся темпераментом. Они не успевают вместе со всеми одеваться, кушать и т.д., их постоянно подгоняют, что, конечно, не лучшим образом отражается на детской нервной системе. Очень эмоциональные и ранимые детки также тяжело адаптируются к детскому саду. Ведь воспитатель при всем желании не может успеть поговорить с каждым ребенком, выяснить причину его проблем. А дети, как известно, чуткостью по отношению друг к другу не отличаются.

Как видите, не каждому ребенку посещение детского сада может пойти на пользу. Но и сидеть с ним дома до самой школы — тоже не выход. Что же делать? Однозначного решения этой проблемы не существует, в каждой семье она должна решаться по-своему, исходя из сложившихся условий, возможностей и пожеланий ее членов. Прекрасно, если можно найти садик с малым количеством детей в группах. Кому-то, возможно, подойдет частный детский сад семейного типа. Кому-то — сад или группа, работающая по особой педагогической методике (например, по системе Монтессори). Если есть такая возможность, лучше посидеть с ребенком дома до 4-5 лет, а затем приводить его в садик на неполный день. Если же вопрос решится в пользу домашнего воспитания, то необходимо дать ребенку возможность посещать кружки или секции, где он сможет общаться с другими детьми и взрослыми. Вариантов много, и надеемся, что вы сможете найти среди них тот, что станет идеальным именно для вашего ребенка.

Интернет-портал «Мои дети»

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий