Дети и воспитание

Готов ли ваш ребенок к школе?

Многие родители в наше время считают, что чем раньше их ребенок начнет посещать школу, тем лучше для его развития. Они стараются, чуть ли не с младенческого возраста, записать его во все возможные кружки, нанимают преподавателей для самых различных занятий, а затем стараются отдать его в специализированную школу. Однако специалисты довольно критически относятся к этим тенденциям, утверждая, что соотношение одаренных детей и «середнячков» среди детей из поколения в поколения остается примерно одинаковым.

дистанционное обучение в российских школах

Готовность к школе — это не только и не столько умение прочитать стихотворение по-английски и сосчитать предметы на картинке. Это целый комплекс психологических и личностных аспектов развития ребенка. Считается, что в среднем необходимого для школы уровня развития дети достигают к шести с половиной годам. Но это именно «в среднем». Все мы прекрасно понимаем, что каждый ребенок уникален, и его психофизическое созревание идет темпами, присущими только ему. Природу очень трудно (если вообще возможно) переделать, и вреда от такой переделки может быть гораздо больше, чем предполагаемой пользы.

Итак, как же определить, готов ли ваш ребенок к началу посещения школы? Выделяется три основных аспекта такой готовности.

Волевая готовность — это способность ребенка ограничивать себя в своих желаниях ради достижения определенной цели. Ведь в школе он должен будет делать не только то, что захочется, но и то, чего от него потребует учитель. Часто родители совершают ошибку, думая, что настойчивые просьбы малыша отвести его в школу — это и есть сигнал готовности ребенка к обучению. А ведь может оказаться, что его привлекают только внешние атрибуты: школьная форма, портфель и прочее, как признак «взрослости». Есть один несложный эксперимент. Во время чтения ребенку интересной книги неожиданно прервитесь и спросите его, хочет ли он продолжать читать или предпочтет поиграть в какую-либо игру (машинки, прятки, куклы). Если малыш предпочитает игру, то идти в школу ему еще рановато.

Считается, что оформление основных волевых структур у человека происходит примерно к шести годам. Именно с этого возраста можно говорит о целях, которые ребенок способен поставить сам себе. Он должен быть в состоянии создать определенный план действий и выполнить его, преодолев трудности, а также оценить результат выполнения плана. Правильная самооценка также очень важна, ведь ребенок, которого любящие родители постоянно убеждают, что он все делает лучше всех, попросту лишен мотивации учиться. И действительно, зачем что-то менять, если он и так идеален?

Если родители сумели сформировать в семье дружеские отношения, то ребенок к шести годам способен вести активную познавательную деятельность, преодолевая собственные страхи, неуверенность, обращаясь при необходимости за поддержкой к взрослым. Это качество в дальнейшем поможет ему контролировать свое поведение в школе, спокойно относиться к неизбежным неудачам и ошибкам и успешно исправлять их последствия.

Интеллектуальная готовность — это, прежде всего, умение ребенка обобщать, сравнивать между собой явления и предметы, анализировать то, что он видит. Условия жизни в наше время таковы, что на детей постоянно обрушивается большой поток информации, их словарный запас может быть богаче, чем у их родителей в том же возрасте. Однако на интеллект это мало влияет. Специалисты считают, что ребенок способен к полноценному анализу полученной информации примерно с шести лет. Важным условием достижения этого уровня развития являются занятия с ребенком. Но эти занятия должны быть не специальными, а являться часть общения ребенка со взрослыми. Всем известно, что дети 5–6 лет постоянно задают вопросы. На эти вопросы непременно нужно отвечать, не отмахиваясь от них. Именно в таком общении ребенок познает мир и учится сопоставлять различные вещи. Родители, говорящие ребенку «Надоели мне твои вопросы!» формируют у него интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к знаниям. Впрочем, тем же рискуют и родители, усиленно пичкающие ребенка знаниями.

Какими знаниями должен обладать ребенок 6–7 лет? Он должен знать свой адрес, имена и отчества родителей, а также место их работы. Времена года, их последовательность, дни недели, названия месяцев, текущий год. Также ребенок должен знать названия основных видов цветов и деревьев, отличать диких животных от домашних. Проще говоря, малышу необходимо научиться ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Беседуйте с ребенком как можно чаще. Очень полезны в этом плане обсуждения просмотренных фильмов и даже мультфильмов, а также прочитанных книг. Однако не позволяйте малышу смотреть взрослые фильмы, пользы от этого не будет, они только засорят его восприятие ненужной информацией. Просите ребенка пересказать своими словами то, что он понял из просмотренного (прочитанного). Задавайте наводящие вопросы. Это поможет вам понять, насколько полно ваше ребенок усваивает информацию, способен ли он разобраться в ней.

Личностная готовность — это способность ребенка адаптироваться в новой для него социальной среде. Школа потребует от него умения налаживать контакт с незнакомыми людьми, уступать, сотрудничать, а иногда и отстаивать свою точку зрения. Сформировать такую готовность можно только правильным воспитанием в семье. Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка школой, но и описывать ее в розовых тонах тоже не стоит. Необходимо настраивать будущего школьника на положительное отношение к учебе, книгам, учителям. Спокойная, дружеская атмосфера в семье способствует тому, что ребенок будет чувствовать себя уверенно и в школе.

Самый лучший совет, который можно дать родителям будущего школьника — не форсируйте события, но и не пускайте все на самотек. Подготовка к школе — это увлекательная игра для ребенка, его природная любознательность поможет ему правильно развиваться, если только родители будут этому способствовать. Игры и общение со взрослыми, их внимание — вот все, что ему нужно.

Специально для портала «Мои дети»

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий