Рано или поздно любой родитель ловит себя на вопросе: А не слишком ли много мой ребенок проводит у телевизора? И насколько полезны и вообще нужны ли передачи, которые он смотрит?
Воспитание детей средствами массовой информации начинается именно в тот момент, когда ребенок открывает для себя телевизор. И возникает вопрос, каким же образом мы можем воздействовать на влияние телевизора на ребенка?
Мы попытались составить несколько общих правил, которые, прежде чем воспользоваться ими применительно к вашему ребенку, следует тщательно продумать и подготовить.
1. Постарайтесь оговорить правила просмотра телевизора с самим ребенком. Например, вы можете доверительно поговорить с ребенком, что, когда и сколько следует смотреть по телевизору. Этот разговор можно провести в такой форме, как будто вы спрашиваете у ребенка совета.
2. Смотрите телевизор вместе с ребенком. Обязательно следует находить на это время, в первую очередь, с маленькими детьми.
3. Обязательно обсуждайте с ребенком просмотренное. Говорите с ребенком о том, что он только что посмотрел. Цель такой беседы — правильное понимание ребенком просмотренного.
4. Запрет просмотра телевизора в качестве наказания — это плохая идея. Потому что любой запрет только подогревает интерес, особенно, если речь идет о телевизоре.
5. Попытайтесь, насколько возможно, объяснить ребенку разницу между рекламой и собственно программами. Потому что дети все, что они видят, воспринимают как реальность — разницу должны объяснить им родители.
6. Не бросайте все из-за того, что именно сейчас идет любимая передача вашего ребенка — запишите ее на видеомагнитофон. Не позволяйте «ящику» диктовать вам распорядок дня!
7. Постарайтесь стать примером для вашего ребенка. Не следует постоянно переключать каналы. Кроме того, не стоит превращать телевизор в «фон» вашей жизни, давая ему работать сутками напролет.
8. Поговорите с родителями друзей вашего ребенка — неплохо, если бы и в семьях друзей существовали похожие правила в отношении просмотре телевизора. Ведь дети часто обсуждают с друзьями телепередачи и тот, кто оказывается за пределами обсуждений, часто становится для приятелей неинтересным.
9. Далеко не все, что показывают по телевизору, может быть полезным с точки зрения педагогики. Именно из этих соображений можно отказаться от просмотра хотя и детских, но и, не побоимся этого слова, бестолковых и даже глупых передач. К сожалению, авторы многих детских передач считают, что детские передачи это «товар» второго сорта и не особо ломают голову над написанием сценариев.
10. Телевизор ни в коем случае не должен стать единственным занятием и предметом интереса ребенка. Ведь детям необходимо еще время и для книг, занятий спортом и друзей.
Конечно же, этот список можно продолжить. Но приведенные правила представляются нам основными, самыми важными. Но если вы в отношении какого-то из них не уверены полностью, что сможете его реализовать, лучше откажитесь от его выполнения сразу. Чтобы не навредить.
Специально для портала «Мои дети»